Сегодня понедельник, 09.12.2019: публикаций: 1820
Потребительские обзоры. Опубликовано 16.08.2019 09:48  Просмотров всего: 1457; сегодня: 10.

Как рынок клининга стал одной из болевых точек Перми

Как рынок клининга стал одной из болевых точек Перми

«Качественная профессиональная уборка», «Клининг в офисах недорого» — в интернете можно встретить массу объявлений подобного рода. Клининговые компании готовы организовать уборку и в небольших квартирах, и в огромных производственных помещениях Перми. Но положение дел в этой сфере сегодня не радужное: стоимость договоров на обслуживание постоянно падает, как следствие — уменьшаются зарплаты работников, их выводят на черные схемы, сообщается на сайте города Пермь.

Чем чревато чрезмерное занижение цен и зарплат? Кому выгоден такой демпинг? Можно ли как-то исправить ситуацию? В этом мы разбирались вместе с представителями пермских клининговых компаний и крупных учреждений — заказчиков услуг.

Падение зарплат в сфере клининга началось лет пять назад. Но специалисты говорят, что истоки такого положения дел — в периоде начала 2010-х, когда пошла волна экономии фондов предприятий. Первым «под раздачу» попало самое нижнее звено: уборщиц и дворников вывели из штата. Тогда и появились многие клининговые компании, которые стали нанимать уволенных работников и заключать договоры на предоставление услуг с различными учреждениями.

— Губернатор Олег Чиркунов в 2011 году активно призывал: «Предприниматели, занимайтесь аутсорсингом! Школы, переводите уборщиц и дворников на подряд и экономьте на этом деньги», — прокомментировал 59.ру Денис Дорошенко, руководитель по развитию департамента клининга и фасилити-менеджмента «Камской палаты недвижимости». — Аутсорсинг в сфере клининга существовал и раньше, но именно в начале 2010-х многие учреждения обязали переходить именно на такой вариант работы.

Казалось бы, какая разница, где именно числится уборщик? Главное — чтобы на вверенной ему территории было чисто. Но как раз с этим могут быть проблемы. Муниципальные и государственные организации сегодня обязаны заключать договоры с победителями официальных аукционов: есть специальный сайт госзакупок, где размещаются заказы. Заявиться на торги может любой желающий. А договор по ФЗ-44 получает не тот, у кого большой опыт работы в данной сфере или много положительных рекомендаций, а тот, кто изъявит желание выполнить задание за наименьшие деньги.

На аукционах цены порой сбивают до нижайшего предела. Составляя техзадания для следующих торгов, учреждения ориентируются на уже заниженные суммы, которые потом снова сбивают участники конкурсов. На них же опираются частные компании, когда составляют свои сметы. Получается такой спуск по нисходящей: каждый новый контракт хотя бы чуть-чуть дешевле предыдущего.

Возникает резонный вопрос: а что в этом плохого? Экономятся бюджетные (или частные) деньги — разве это не замечательно?

Но это как в советском мультфильме о жадном богаче, который просил скорняка выкроить из шкуры сначала одну шапку, потом две, затем три... Дошел до семи — и получил желаемое. Правда, натянуть эти шапки можно было только на нос, но какие претензии к скорняку? Богач сам должен был осознавать, что семь нормальных шапок из одной шкуры не скроить.

Так и с экономией средств на клининге. Выполнять работу на 100% за суммы, урезанные до минимума, подрядчик никак не сможет. Значит будет ужимать расходы. Например, вместо трех сотрудниц наймет двух, причем мало понимающих в качественной уборке. Станет платить им меньше, чем получали предыдущие работники. Из-за этого, вероятно, сменится состав работников. Например, из МФЦ в прошлом году ушли многие уборщицы, которые работали там раньше. Их не устроили предлагаемые новым подрядчиком условия. И это не в одном отдельно взятом здании, а сразу в нескольких филиалах.

Еще один вариант для подрядчика — сократить собственные доходы, чтобы не испортить репутацию. Но в этом случае он точно откажется от следующих аукционов.

— Мы практически перестали участвовать в аукционах по ФЗ-44 три-четыре года назад, — рассказал 59.RU генеральный директор клининговой компании «Академия чистоты» Эдуард Жуков. — В 2015 году выиграли торги по детской поликлинике имени Пичугина — и год работали в ноль. Потому что невозможно и людям платить, чтобы они качественно выполняли свои обязанности, и хотя бы минимальную прибыль получать. А сейчас на торгах цены роняют еще сильнее: до двух раз, а иногда и больше.

Тенденцию легко отследить, задав поиск аукционов по предоставлению услуг в сфере клининга на сайте госзакупок.

Так, обслуживание здания и территории пермской школы № 119 на протяжении 2018 года первоначально предполагалось выполнять за 1,78 миллиона рублей, но по итогам торгов цена упала на триста с лишним тысяч и составила 1,438 миллиона рублей.

Начальная стоимость контракта на уборку помещений Чайковского индустриального колледжа в течение 2019 года составляла 1,18 миллиона рублей, а в итоге цена упала почти вполовину: два участника торгов предложили около 670 тысяч. Выиграл тот, кто назвал меньшую сумму, — как и в предыдущем примере, это ООО «Кверкус».

Мы связались с директором этой компании Артемом Мантуровым, который рассказал, что с работниками он заключает договоры ГПХ. По закону в этом случае работодатель удерживает НДФЛ, делает отчисления в Пенсионный фонд и ФОМС, но не в Фонд соцстраха. Отпускные, больничные и прочие пункты из соцпакетов штатных сотрудников работающим по таким контрактам не полагаются.

Суммы снижения контрактов напрямую зависят от объема предполагаемых работ. ПГАТУ, который многие по старой памяти называют сельхозакадемией, — вуз немаленький. Начальная стоимость услуг по уборке мест общего пользования общежитий, гостиниц и придомовой территории с 1 июля по конец декабря 2019 года была установлена на уровне 2,979 миллиона рублей. Победило ООО «Пермпрофи», предложившее снизить цену контракта до 1,821 миллиона рублей. «Ужимание» составило более миллиона.

Та же компания выиграла аукцион на уборку помещений в краевой детской клинической больнице, снизив цену с 2,979 миллиона до 1,981 миллиона рублей.

Вместо белых зарплат — черные

Со стороны в работе уборщицы не видно особых сложностей: бери швабру и мой без разговоров. Но по факту у каждого помещения свои особенности. К примеру, в офисах нельзя задевать технику, а в научных лабораториях можно проводить уборку лишь в определенные часы и под присмотром. К тому же клининг — это не только полы. В обязанность уборщиков входит полноценный уход за помещениями (включая окна) и находящимися в них мебелью и оборудованием. Добавьте к этому труд дворника, особенно зимой, во время снегопадов…

— Уборщики и дворники — это массовые профессии, одни из самых распространенных в регионе, при этом 80% людей в этой сфере сегодня работаю в черную, — рассказала Юлия Варлыга, руководитель департамента клининга и фасилити-менеджмента «Камской палаты недвижимости». — Клининговые компании просто вынуждены устраивать персонал неофициально, чтобы уложиться в заниженные суммы контрактов. Но если работник оформлен по правилам, ему полагаются все соцгарантии: оплата отпусков и больничных, выплаты в Фонд соцстраха и ПФР. У него есть трудовая книжка, идет официальный трудовой стаж. Всего этого лишены люди, работающие по черной схеме.

— Уборщиц и дворников больше всех, а получают они меньше всех, — дополнил коллегу Денис Дорошенко. — Это семь-восемь, максимум десять тысяч рублей. Почему считается, что им можно платить по-черному, да еще и периодически уменьшать сумму заработка? К тому же в сфере клининга в основном работают женщины от 40 до 60 лет. То есть те, кто уже пострадал от пенсионной реформы, а их снова ущемляют.

Сама идея выбора победителя на официальных торгах понятна: таким образом экономят муниципальные или федеральные деньги. Пусть это и выходит боком заказчикам. Но зачем сами участники аукционов чрезмерно занижают цены?

— Нередко они это делают просто потому, что не осознают объем работ, — прокомментировали 59.RU в одной из клининговых компаний Перми. — Пишут суммы с потолка, лишь бы выиграть. Это не совсем новички, у них были раньше контракты в сфере клининга, но с другими условиями — гораздо более легкими. Например, с офисами, где сотрудники сидят за компьютерами, а гости приходят редко. Разве можно это сравнить со школой или учреждением, где постоянный поток людей?

Создается впечатление, что многие участники (и победители!) торгов даже техзадание читают невнимательно. А позже с удивлением узнают, какие площади нужно убирать и насколько часто.

В ПНИПУ вспоминают случай, когда победитель одного из аукционов в сфере клининга, придя в вуз, спросил: «Так, где мои уборщицы? Кем я буду руководить?» Хотя в ТЗ было четко прописано: сотрудников, технику и чистяще-моющие средства предоставляет именно подрядчик. Фразу о том, что следующим утром он должен привезти на объект энное количество людей, полностью готовых к работе, в форме и с необходимым инвентарем, новый подрядчик просто посчитал шуткой.

Возможен и другой вариант — когда победитель торгов не планирует сам выполнять договор. Получив контракт, он находит субподрядчика, которому и поручает работу. Так нередко поступают компании из других регионов. Везти персонал в Прикамье из своей области или края — значит увеличить цену контракта. Поэтому они предлагают проигравшим участникам конкурса заключить договор субподряда. Многие отказываются, но в результате всегда находится и тот, кто согласится.

Самым проблемным для заказчиков клининговых услуг — то есть учреждений разного профиля — является третий вариант: когда участник аукциона изначально не собирается выполнять работу качественно. Ему важно выиграть любой ценой, получить деньги за один-два-три месяца, пока не пошли серьезные претензии от организации-заказчика, а потом хоть трава не расти. Именно такие компании в основном и роняют стоимость контрактов ниже самого нижнего предела.

Если торги объявлены сразу по нескольким объектам, например в одном аукционе объединены пять-десять филиалов организации, то общая стоимость контракта за год составит не один миллион рублей. Чтобы получить хотя бы часть суммы, многие готовы существенно уронить цену. Их совершенно не волнует, что предоставить все обозначенные в договоре услуги они не в состоянии.

В уже упомянутом Пермском политехе не раз возникали проблемы с клининговыми компаниями. Сейчас, к примеру, идет разбирательство с ООО «Сан-Сервис», выигравшим аукцион на уборку в общежитиях. По нормам одна уборщица отвечает за участок в 400 — 600 квадратных метров. То есть при площади пятиэтажного общежития около 4000 квадратных метров на работу должны приходить семь-десять уборщиц. Плюс два дворника — в каждом общежитии. По словам представителей вуза, такого количества работников не было даже в первые дни после заключения контракта. Кроме того, уборка проводилась нерегулярно и не самым лучшим образом. Вероятно, победитель просто не планировал выполнять условия в полном объеме, говорят в университете. Это подтверждает и ход конем: через полгода подрядчик прислал письмо о расторжении договора. ПНИПУ, в свою очередь, уведомил, что расторжение происходит по его инициативе.

Победить компании, которые сознательно демпингуют на рынке клининговых услуг, непросто. Сегодня заказчики не вправе отказать в победе на конкурсе по ФЗ-44 тому, кто предложит выполнить услуги за наименьшую цену. Это можно сделать, только если суд ранее наложил на подрядчика ограничение. Крупное учреждение при первой беседе с победителем может предложить сразу расторгнуть договор, если понятно, что нет нужного количества работников. Но не имеет права настаивать на этом.

Представители заказчиков и клининговых компаний Перми говорят, что им важнее не исключить или наказать недобросовестных подрядчиков, а дать возможность работать остальным.

Хорошим выходом, говорят эксперты рынка, стало бы создание реестра добросовестных компаний, наподобие банковского. Так, чтобы попадание в него было обязательным для участников торгов по ФЗ-44. Компания не состоит в реестре? Значит не имеет права даже подавать заявки на аукцион.

— До того как использование ФЗ-44 стало обязательным для государственных и муниципальных предприятий, на конкурсах учитывали опыт работы в данной сфере, наличие рекомендательных писем от крупных заказчиков, — прокомментировал 59.RU Эдуард Жуков. — Исправлению ситуации серьезно поможет введение таких условий снова. Нельзя ориентироваться только на цену.

Подобное решение пошло бы на пользу не только владельцам клининговых компаний, но и рядовым работникам. Если есть возможность получать белую или серую зарплату вместо черной, мало кто от этого откажется, не так ли? Победить систему в данном вопросе пытается департамент клининга и фасилити-менеджмента «Камской палаты недвижимости». Но пока никаких изменений в законодательстве о госзакупках, в том числе в сфере клининга, не предвидится.

Сегодня заказчикам, недовольным качеством предоставленных услуг или их полным отсутствием, приходится бороться за свои права и финансы в судах. А также с помощью заявок на включение подрядчиков в реестр недобросовестных поставщиков. Правда, эта процедура не быстрая и требует соблюдения многих условий.


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 3597 публикаций
Поделиться:

Вы можете направить ньюсмейкеру публикации обращение, заявку

Ваше мнение
Допускаете ли возможность отъезда в другую страну на постоянное жительство?
 Да
 Скорее да
 Скорее нет
 Нет
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос